Эта статья о фильме "Властелин колец" (о первой его части) созданном новозеланским режиссером Питером Джексоном. В основном о фильме и лишь немного о книге. По фильму я занимаюсь придирками ко всяким мелким и средним деталям вроде: костюмов главных героев, их внешнему виду, тому
как, что и зачем они делают или не делают, в том числе говорят или не говорят. Наконец я придираюсь к ряду сцен фильма. И все это с целью показать, что в результате сумма этих мелочей не позволила реализовать на экране эмоциональную и смысловую суть книги. Я не придираюсь к компьютерным эффектам и съемкам природы так как считаю, что это сделано высококлассно и художественно. Нужно также сказать о мужестве режиссера Питера Джексона. Он не мог не знать, что кладет свою голову на гильотину критиков. Но он первый взялся за то, чего все боялись. Сделал как мог. Молодец.
Реверансы окончены. Приступим к сути.
О чём книга Толкиена? Очевидно о борьбе добра и зла. Есть темный властелин (Саурон) и светлые силы - Фродо и К. Цель зла - уничтожение и издевательство над жизнью. Орки - яркий пример такого издевательства. Цель добра - сохранение и развитие жизни. У добра - жизнь для всех: для хоббитов, людей, эльфов, гномов, даже орков. Зло стремится
уничтожить жизнь тремя способами: духовно с помощью кольца власти, морально с помощью страха, физически - с помощью мечей и стрел орков.
Думаю, последовательность мною выстроена верно. Того, кто не поддался искушению возвыситься - запугать, если и здесь не получилось - убить. Кольцо власти создано, чтобы решить вековое противостояние в пользу Саурона. Да вот незадача; кольцо в Шире, а Саурон в Мордоре. 9 рабов кольца, 9 черных всадников по приказу Саурона отправляются на поиски. Но светлые силы не дремлют. У них своя девятка: Фродо, Гендальф, Арагорн, Боромир, Леголас (эльф), Гимли (гном), Сэм Гемджи (друг), Мерри Брендибак и Пиппин Тук (по книге не помню, а по фильму - пара оболтусов).
Придирка №1
Кто вызывает большую симпатию по фильму добро или зло?
Ответ неочевиден. Вообще-то добро должно вызывать большую симпатию. Но получилось ли это в визуальном ряде Питера Джексона? Уверен, нет. Почему? Сейчас поясню.
Заметка 1
Давайте посмотрим как зло готовится обделывать свои тёмные делишки? Надо сказать, готовятся основательно. Куются мечи и шлемы, привлекаются союзники (Саруман), проводятся секретные операции (Мория), посылаются разведывательно-диверсионные подразделения - черные всадники.
Что делает добро? По фильму - ничего!!! Никакого размаха, никакой подготовки. Решили загородится одним Фродо. В Ривенделе тишь да гладь, да Божья благодать. Нет ни часовых, вообще никакой видимой подготовки к отражению нападения. Ну просто сонное царство. Один Гендальф нервничает, остальным по барабану. Их мочить собираются, а они и в ус не дуют. Противно как-то.
Заметка 2
Обычно зло совершает всякие зверства: убийства, поджоги и т.д. Поэтому всегда чтобы очернить врага пропаганда приписывает ему подобные деяния. Что мы видим по фильму? Никаких зверств зла. Ну подумаешь, садик возле башни Сарумана выкорчевали. Так он сам их попросил. Даже приказал. Единственное место где зло демонстрирует свою звериную сущность это сцена когда черный всадник рубит мечом хоббита-сторожа с фонариком в Шире. Ну казалось-бы какое сопротивление может оказать сторож-хоббит назгулу? А этот гад убивает несчастного бесцеремонно, походя. Кто он после этого? Конечно абсолютный злодей! Бессмысленный убица. И все-же сцена оказалась урезанной. Ну показали-бы еще безжизненное падающее тельце и скачущих дальше в глубь деревни всадников. Читай: сторож-часовой убит и сейчас в мирной деревне может начаться кровавая резня. Воображение зрителя начинает работать раздувая в себе зверства кровавых назгулов. Если покумекать, то можно придумать и поэффектнее и пооригинальнее.
Заметка 3
Вспомните сцену. Орки бегут отрядом нагоняя уплывающего Фродо со товарищи. Как они бегут! Это-ж песня! Чувствуется и мощь и решимость. А наши друзья что? Развалившись в лодках, не знаю как кто, плывут себе под плеск волн. Такое вот турне на байдарках и каноэ. Мысль режисера понятна. Добро такое нежное, а зло такое грубое. Но позвольте! Там ведь в лодках не красавицы на смотрины едут. Тоже отряд. Пусть и маленький. Почему такая беспечность, такое благодушие? Ну показали бы как они гребут, чтобы быстрее добраться или борятся с бурной рекой. Это бы доказало, что они тоже сильные. А так получается - не диверсионная экспедиция, а выезд на пикник.
Подитожим: зло выглядит активно и смело, добро пассивно и запуганно. Зло не совершает явных зверств: поджогов, убийств. А в результате получается не борьба Добра со Злом, а конфликт интересов двух партий-организаций. Мелковато. В книжке-то посильнее будет.
Придирка №2
Есть ли эмоциональное напряжение в фильме?
Помнится книжка произвела на меня впечатление. Я ее прочитал одним махом. Было это, наверное лет 7-8 назад. Но я хорошо запомнил как искуссно г-н Толкиен нагнетал напряжение. Вроде-бы ничего особенного не написанно но на душе неспокойно. Так и должно быть - ведь зло готовится к броску и надо быть постоянно настороже. Из-за каждого куста может вывернуть черный всадник, каждая птица может оказаться соглядатаем Саурона или Сарумана. В общем не расслабишься. Что-же мы видим по фильму?
Заметка 1
На протяжении примерно одной трети фильма напряжение создавали черные всадники. После того как их "смыло" в пограничной эльфийской речке напряжение стало создавать некому. Орки в Мории были слишком телесные чтобы создавать душевное напряжение. Их можно было ударить мечом или проткнуть стрелой и они умирали. Единственный кто там мог напугать - был древний пламенный бог, но он был сам по себе, к Саурону не имел никакого отношения. Он мог быть еще одним эффектным препятствием, но никак не мог заменить основной накал эмоцональной нити под названием - "зло не дремлет".
Заметка 2
Когда Гендальф отправляет Фродо в поход он говорит: "каждая птица может оказаться агентом врага". И нам действительно показали стаю(!) - птиц агентов Сарумана. Вы когда нибудь видели, чтобы шпионы следили стаями?!! Одинокая ворона, филин в качестве шпионов были-бы куда уместнее. А стая нужна не для подсматривания, а для уничтожения. Потому-то их и много, что в одиночку не справиться. Эту идею можно было-бы усилить показав как стая расправляется с каким нибудь животным, например медведем :) на глазах у спрятавшихся спутников Фродо. После этой сцены стаю можно было-бы использовать в фоновом режиме для поддержания тревожного настроения, вместо смытых назгулов.
Итак, напряжения в фильме маловато. На 2 часа хватило бы, но 3 это явный перебор.
Придирка №3
Главные герои.
По моему мнению это самая слабая часть картины.
Заметка 1 Фродо.
Что делал Фродо? К своему неудовольствию должен сказать, что весь фильм он хлопал своими выразительными большими глазами. Почему к неудовольствию? Потому, что этого недостаточно для героя. Ну никак. Единственное место, где Фродо что-то изобразил на лице это когда он умирал от отравленного мордорского клинка. И то процентов на 60-70 от того, что можно было-бы ожидать от умирающего человека. Простите, хоббита. Он как-то сразу совсем скис. Ну показали бы как он сначала борется с болезнью. Как она его постепенно одолевает. Он понимает, что становится обузой, пытается идти. Не получается. Он садится, говорит, - "я немного отдохну и пойду". Аррагорн, скрепя сердце, соглашается. Посидев Фродо пытается встать - с ужасом (с ужасом!!! это должно быть на лице!) обнаруживает что ноги не слушаются его. Он смотрит на Арагорна - в его больших расширенных зрачках застывает вопрос "Что - же делать? Неужели это конец? Боже, так рано..."
Представте (не дай бог!) вы утром просыпаетесь, начинаете вставать с кровати и понимаете, что не можете это сделать. Ну как представили? Поглядитесь в зеркало. Теперь вы поймете какое лицо должно было-быть у Фродо. В общем Фродо в фильме никакой. Он гениально похож на своего книжного аналога, но на этом всё и кончается.
Заметка 2 Гендальф.
Вот уж кто в фильме молодец так это Гендальф. Мало, что похож, ещё и играть умеет. Что хорошо - то хорошо, не придерёшься.
Заметка 3 Арагорн.
Вы смотрели фильм Гладиатор? Посмотрите и вы увидите одновременно Воина, Солдата и Полководца. Какое спокойствие на лице и вместе с тем сила!
Арагорн в принципе не совсем и плох. Но...
Эти распущенные волосы меня добивают. Это же не остров J7, это борьба со злом. Можно представить как удобно махать мечом, когда волосы лезут в глаза. Пусть по книге у него длинные волосы. Но кто сказал, что они должны болтаться как метёлки? Народы мира уже давно нашли выход из положения - волосы заплетают в косу! А если хочется показать и распущенные волосы это легко можно устроить. Злодей орк подрубает завязку - коса распадается и наш герой во всей красе! Опять-же удобный повод показать уязвимость героев. Что мол, и орки кое-на-что способны, кроме как натыкаться пузом на мечи Арагорна и Боромира. А то Арагорн так отметелил пятерых(!!!) назгулов в сторожевой башне, что у меня возникла крамольная мысль - не послать ли его в Мордор проткнуть всевидящее око?
Но это ещё не все. Костюм Арагорна я смело квалифицирую как "тряпочки". Арагорн - воин. Где доспехи? Тяжело нести? Так он на лошади. Пусть она везёт. Или сам пусть носит. Он же не какой-то там худосочный хоббит! Тряпочки Арагорна (и Боромира тоже) ничем не отличаются от тряпочек хоббитов. А представте, если бы Арагорн и Боромир были-бы в доспехах! Вот сцена:
Впереди идут Арагорн и Гендальф. Арагорн в броне. Суровый воин. Ясно не за грибами собрался, если даже в походе не снимает лат. Рядом Гендальф с мечом. Если волшебник одел меч, не надеясь только на свои магические умения, значит дело действительно серьёзное. За их напряженными спинами щебечут беспечные хоббиты. Оно и понятно. Всю жизнь провести в Шире, а здесь такая прогулка! За хоббитами Боромир. Тоже в броне. Прикрывает правый фланг и тыл. Левее Леголас. Без брони. Зачем бессмертному броня? Броня это для уязвимой человеческой плоти. Замыкает отряд гном Гимли. В броне. Сзади потому, что ноги короткие и все время отстает:)
А результат? Атмосфера напряжения, которой так не хватает фильму.
Актерская игра? Из-за волос ничего не видно было.
Заметка 4 Боромир.
Ну нельзя же так долго умирать! Лично я за другое развитие событий. Когда Арагорн подходит, он видит уже мёртвого Боромира. Никаких речей. Просто взгляд. Арагорн садится рядом. Он опоздал. Товарищ погиб и его не вернёшь. Через некоторое врямя подходят Леголас и Гимли. Молчат. А чего говорить? Воин пал на поле брани выполнив свой долг до конца! Выглядывает солнце. Его лучи так теплы. Но Боромиру всё равно...
И этого воина сбрасывают на лодке в водопад! Чтобы ниже по течению, зацепившись за прибрежные камни его изломанное ударом тело гнило и разлогалось. Ну что это за бардак? Хоронить надо надёжно.
Заметка 5 Леголас.
В самую точку. 5 баллов. Все хорошо. Пусть особенно не играл, но ничего и не портил. За долгую жизнь успел выговорится поэтому я от него речей не ждал:)
Заметка 6 Гимли.
Гном как гном. Незаметен. Кроме бороды ничего не видно. В полный рост и не помню как выглядит. Секира - как детская игрушка. Играл как все...
Что имеем в результате? Отсутсвие индивидуальности у персонажей. Арагорн похож на Боромира. Гимли и Леголаса почти не видно и не слышно. Фродо хлопает глазами. Остальные трое хоббитов вообще неизвестно чем занимаются. Один Гендальф оригинален.
Придирка №4
Что сделал и не сделал Фродо.
Изложу свою концепцию поведения Фродо. В течении фильма Фродо принимает три важных решения:
1. Покинуть Шир и идти в Ривенделл с кольцом.
2. Идти в Мордор с кольцом в составе "братства кольца".
3. Идти в Мордор одному.
Это три краеугольных камня показывающих борьбу со злом на уровне личности Фродо. При правильном использовании они поделили бы фильм на два плана:
1. Общественная борьба со злом
Эльфы+люди+гномы+хоббиты+Гендальф против орки+Саурон+Саруман+пещерные тролли и прочая нечисть.
Здесь панорамные съемки подготовки к битве противоборствующих сторон. Зверства Зла. Готовность Добра. И т.д. и т.п.
2. Личная борьба со злом Фродо против искушения кольца, против страха гибели, против боли физических испытаний.
Здесь игра Фродо и его товарищей. Выражения лиц, жесты, слова.
Начнем по порядку.
Первое решение Фродо, очевидно, принимает большей частью несамостоятельно. Гендальф сказал надо идти, а Фродо Гендальфу доверяет. Он и пошёл. Гендальф обещает его встретить значит ничего страшного. Назгулов Фродо ещё не видел (А то, возможно, бы и не пошёл). Но Фродо никогда не уходил так далеко. Ему и любопытно и страшновато. Всё слишком походит на игру. Но когда игра кончается? Думаю ошибётся тот, кто скажет - "Когда Фродо увидел назгула". Нет. Это было раньше. На кукурузном поле, когда Сэм Гемджи сказал: - "Я никогда так далеко не уходил от дома". Это была точка возврата. Можно было бы вернуться. Решение нужно было принимать уже без Гендальфа. Теперь посмотрим как это обыграно в визуальном ряде.
Крайне неудачно. Во первых, середина кукурузного поля вряд ли подходит для места, где можно сказать; - "Надо-же как далеко я зашел. Никогда так не заходил". Скорее можно ожидать; - "Какого чёрта! Мы уже три часа прёмся по этому полю, а конца всё не видно." И потом хоббиты ничего не могли видеть т.к. кукуруза была выше их. В этой связи фраза Сэма является вообще бессмыслицей. А как можно было сделать?
Фродо и его друг должны были бы видеть Шир, чтобы понять, что они из него ушли! Естественно это делать с возвышения, холма, бугра и т.д. Представьте:
Впереди лес. Тёмный. Не очень приятный. Фродо оборачивается и с возвышенной опушки видит родной Шир. Такой тёплый, такой близкий. Ничто не предвещает беды, а в лес тащиться ой как не охота. Ну мало-ли что там Гендальф сказал. У Фродо большое искушение вернуться.
Фродо колеблется: идти - не идти, идти - не идти. Чем дольше он колеблется, тем он слабее. Но вот рядом опускается странная черная ворона или за холмом вдруг поднимается столб серого дыма, не такого как от печей хоббитов. Что-то странное. Что-то странное происходит. Фродо не хочет чтобы это странное существовало. Не хочет его чувствовать. Он ещё секунду размышляет и принимает решение ИДТИ! Он поворачивается и идёт в лес. Первая битва с собственной слабостью выигранна.
Второе решение Фродо принимает на совете в Ривенделле. Проанализируем ситуацию. Опять у Фродо есть возможность умыть руки. Он своё дело сделал. Дотащил кольцо до Ривенделла, чуть не погиб. Пора и честь знать. С другой стороны по дороге он видел зверства зла. (которые нам почему-то не показали, а показали горящий Шир. Откуда Фродо может представить как будет гореть Шир если он этого не видел в другой местности? Надо было-бы показать по пути в Ривенделл какую-нибудь разрушенную прорвавшимися орками деревню и всё встало бы на свои места.)
Итак, Фродо видел зверства зла (факт), он представляет гибнущий Шир (воображение), видит ссору вокруг кольца (факт), хочет вернуться домой (воображение). Но как маленький хоббит набрался наглости вякнуть на совете - "я понесу кольцо"? За счет каких сил? Обоснование должно быть сильным и очевидным для зрителя, то-есть меня. У Джексона этого нет, но я предложу от себя. Фродо единственный хоббит на совете. Поэтому можно считать, что он представляет свой народ в антисауроновской коалиции. Прямо на совете это трудно визуально показать. Но если до этого ввести сцену где Гендальф ему скажет что-то вроде; - "Завтра совет. Впервые там будет присутствовать хоббит. Это Ты. По тебе будут судить обо всём твоём народе". После такой посылки любой поймет, что могло заставить Фродо принять решение нести кольцо дальше, в Мордор. Для себя он бы этого не сделал, и для Гендальфа тоже, и для всего совета вместе, но для Шира - да, он это сделает. Чувствуете как растет масштаб по сравнению с первым решением? Там только за себя, а здесь ещё и за Шир. И снова победа над собственной слабостью. Вот и получается, что добро может быть не таким сопливым, как это показано в фильме.
Третее решение. Последнее в фильме. Самое мощное.
Фродо один на берегу. Выжил ли кто-то после стычки с орками он не знает. Опять есть возможность свалить в Шир или даже в Ривенделл и сказать: - "Всех поубивали. Я остался один." Любой бы его понял и не осудил. Ну как-же: - "Маленький хоббит и один в Мордор? Невозможно! Прибъют по дороге, а кольцо врагам достанется. Молодец, что вернулся. Вместо тебя пойдет другой." Другой? Это ключ к решению.
Кто другой? Совет в Ривенделле показал, что кольцо опасно для всех. Фродо худо-бедно с ни справлялся, но кто даст гарантию, что новый посланник устоит? Возвращаться - значит ещё и потерять время, в то время как орки уже берут один город средиземья за другим (в фильме не показано, видно место этих сцен заняли гуляния с эльфами при луне).
Ответьте мне честно. Фродо что-нибудь сыграл из этого? Он просто ломанулся на лодке на другой берег озера, а там встал и пошёл как ни в чём не бывало. Что -то буркнув про долг. Можно подумать его ждут в Мордоре с распростёртыми объятьями. Да любой кто его там увидит тут-же постарается его убить и отнести кольцо своему властелину, чтобы заслужить его милость.
Можно было сделать по другому? Я думаю - можно. Причём мало что меняя. Сцену с тонущим Сэмом выкинуть. И так понятно что они с Фродо друзья. На другом берегу организовать активный диалог между Фродо и Сэмом. В этом диалоге и должно прозвучать решение Фродо идти дальше и все его аргументы и контраргументы. Причём Фродо в этой сцене уже совсем другой, нежели в сценах перых двух решений. Он много пережил. Он видел много того, о чём никогда не догадывался в Шире. И за такое короткое время! Был при смерти, боялся, радовался, страдал, надеялся и отчаивался. Он повзрослел. Он не мог не повзрослеть.
Первое своё решение он принимал как доверчивый ребенок напуганный вороной на опушке. Он подстегивался инстинктивным необъяснимым страхом. Он так мало знал тогда! Он был так в себе неуверен!
Второе решение он принял как самонадеянный подросток - чувством. Я, типа, за Шир пойду и всех порву...
Своё последнее решение он принимает как взрослый человек. Разумом. Спокойно. Зло это неправильно, зло это плохо, зло угрожает мне, Ширу. Зло вообще угрожает ВСЕМ.
Всего-то надо пойти и сбросить кольцо в Огненную Гору. Ну надо - так надо. Если не я то кто - же?
Этими или подобными словами Фродо заканчивает диалог с другом. Они поднимаются и идут. Титры. Занавес.
Да, кстати. Перед тем как плыть через озеро Фродо не мешало бы продырявить две оставшиеся лодки. А то как-то странно, что высыпавшие из леса орки не воспользовались ими для погони.
Придирка №5
Всякие мелкие ляпы
Замечание 1
Я, конечно, понимаю что мохнатые ноги хоббитов лучше выдерживают холод, чем наши - не мохнатые. Но ведь не настолько-же, чтобы часами идти по снегу. Не верите? Посмотрите на ноги первой попавшейся дворняги и вы получите представление о необходимом уровне мохнатости :)
Замечание 2
Фродо не мог принять решение о походе через копи Мории т.к. ничего о них не знал. Сравнить Кархадрас с Морией мог только тот, кто ходил и так и так. Гендальф, например. Что, как мне помнится, он и сделал в книге.
Замечание 3
Самая неприятная, страшная и бессмысленная сцена в фильме это когда дядюшка Фродо в Ривенделле превращается на секуду в монстра. И как нему поле этого относится? Кто он? Наш или не наш? Кто это кчеряво-седое существо на самом деле? Кровавый монстр или добрый дядюшка? И должен ли Фродо донести на своего дядю Гендальфу?
Заключение
Так о чём-же написал книжку Толкиен? Не о том ли как маленькие мальчики принимая решения становятся мужчинами?
А о чём снял фильм Джексон? ... Вот и я не заню. Если кто догадается не посчитайте за труд - напишите andymailru@mail.ru
|